ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?
С точки зрения классических норм русского языка, у собак не имена, а клички. Правда, эти нормы сложились задолго до того как появились на свет шоу-собаки. И, с позиций сегодняшнего дня, у такой собаки, кроме клички, должно быть еще и Имя. Как у корабля. В реальности обычно так и получается. Кличкой мы называем свою собаку в обиходе, в буквальном смысле слова кличем, то есть подзываем. Дома он у нас Веник, а в выставочном каталоге — Венец Творения из Волшебной Сказки. Первый вариант — кличка, а второй — имя.
Имянаречение — по сути своей не просто формальная идентификация, а некое таинство и было таковым всегда. Имя несет в себе и смысловую нагрузку, и определенный энергетический потенциал. К сожалению, мне ни разу не встречалась в кинологической литературе подобная тема. А ведь, честное слово, тут есть над чем поразмыслить.
Канули в Лету те безликие времена, когда официальные клички (или, если угодно, имена) щенкам придумывали сами их владельцы. Помните, как в каждом помёте оказывалось минимум по два Лорда, Джесси или Шерри? Сейчас всё во власти заводчика, имена щенков — свободный полет его фантазии, только уложись в положенное количество знаков. Но фантазии порой грозят перерасти в фантасмагории. И примеров тому несть числа.
Начнем, пожалуй, с заводских приставок. Разумеется, название питомника — личное дело заводчика. Тем не менее, какое же извращенное сознание нужно иметь, чтобы возжелать приобрести щенка с приставкой типа "Из Канавы" или "Отрада Кузькина"? Если вы полагаете, что аналогичных приставок не существует, откройте любой выставочный каталог — и вы обнаружите сколько угодно "шедевров" такого рода. О чем думают заводчики, регистрируя столь своеобразные названия, для меня остаётся загадкой. Ну да ладно, идем дальше.
Следующий камень преткновения — сочетаемость приставки с именем щенка. Весьма распространённый абстрактно-разношёрстный вариант в стиле "Лазурный Шлихтенбрум Кутюр оф Май Лав", безусловно, не свидетельствует о хорошем вкусе заводчика. Чем нейтральнее по смыслу и по звучанию приставка, тем больше у заводчика возможностей для экспериментов, но в любом случае желательны хоть какие-то намёки на единый стиль: если уж он у вас Русский Князь, то скорее Святополк, чем Санчес, а Кветлориэн Галадриэль звучит намного гармоничнее, чем Кветлориэн Гейша.
Придумав щенку имечко "позаковыристей", не поленитесь заглянуть в словарь. Бесспорным лидером по количеству допускаемых орфографических ошибок является, по моему наблюдению, имя Беатриче. Нередко "достаётся" и бедной Сорбонне. Полезная предусмотрительность — давать щенку имя "навырост". Иначе очаровательный малыш, названный Крохотулей, в скором времени превратится в солидного матёрого кобеля с именем легкомысленным до нелепости. Представьте и то, как будет выглядеть, например, Юная Богиня, когда ей исполнится лет восемь и более того.
Уж сколько раз твердили миру, что неразумно и неэтично называть собак именами ныне живущих известных людей (да и с историческими личностями желательно обращаться осторожнее). Как вам, к примеру, английский бульдог Синди Кроуфорд или карликовый пудель Шварценеггер? Над кем в таком случае хотят повеселиться заводчики — над "звёздами" или собственными щенками — можно только гадать. Но шутка, затянувшаяся на 10-12 лет уже не смешна и не всегда безобидна. Мне известен случай, когда одна заводчица решила назвать щенка американского бульдога не иначе как Иншаков. Отговаривали всем клубом. Слава богу, удалось.
В результате неумного "имятворчества" родословные некоторых российских собак выглядят приблизительно следующим образом: Ален Делон + Шарон Стоун = Бритни Спирз. Такой вот мезальянс! Между прочим, в родословных импортных собак подобные казусы встречаются крайне редко. Причиной тому, возможно, более высокий уровень культуры заводчиков, а, возможно, и привычка граждан цивилизованных стран обращаться в суд на предмет возмещения морального ущерба.
Юмор — вещь относительная. То, что кажется забавным заводчику, будет ли аналогичным образом воспринято потенциальным владельцем щенка? Пожелает ли иной человек поселить в своем доме Рыжую Наглость или Чёрного Дьявола?
По большому счёту, собаке, может, и безразлично, называют ли её Бабой-Ягой или Василисой Прекрасной. Смысла слов она, к счастью, не понимает. Зато его понимают окружающие её люди, а собака очень чутко воспринимает их отношение к себе: уважение, насмешку, страх, восхищение или уничижение. А это в немалой степени влияет на формирование её характера и отчасти предрешает её судьбу.
Уважаемые заводчики! Будьте же разумны и… немножко суеверны. Недаром говорил капитан Врунгель: "Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт".
Вы спросите, где же набраться красивых имен для красивых собак? Есть книги, которые, как известно, — источник знаний (беллетристика, справочники, словари — всё пойдет на пользу). Есть наш великий и могучий русский язык. Впрочем, и языки других народов мира тоже кое-чего стоят.